ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА – ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСПЕШНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА – ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСПЕШНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Wolfgang Hackenauer MSc, уполномоченный по системам экологического менеджмента и энергоменеджменту Quality Austria

Общие

Одним из самых важных требований стандарта ISO 9001:2015 является определение компетенции персонала, выполняющего деятельность, которая влияет на качество в организации. Это требование является новым, если проводить параллель со старой версией стандарта. Влияние акцентируется не только на квалификации, одном из требований прошлого стандарта – подтверждении знаний и навыков, а на возможности применения этих знаний и навыков в сложившейся в настоящем ситуации с целью достичь запланированных результатов. Стандарт ISO 14001:2015 направлен, естественно, на достижение экологических результатов организации. НА что же необходимо обратить внимание при внедрении измененных подходов?

ISO 9000:2015 (Системы менеджмента качества – Основные положения и словарь) определяет следующее: Компетенция (3.10.4) Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов. Термин Навык определен и относится к качеству объекта. Термины Знания и Способности не определены. Термин Результат взаимосвязан со многими относящимися к нему терминами (например, результат, цель, эффективность, успех и т.д.) Таким образом, знания понимаются во взаимосвязи с соответствующей информацией о применении и принятии решений

Что конкретно требует стандарт ISO 9001:2015 (7.2)?

Организация должна:

a) определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу под ее управлением, которая оказывает влияние на результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества;

b) обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки и(или) опыта;

c) там, где это применимо, предпринимать действия, направленные на получение требуемой компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий;

d) регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности.

Что требует стандарт ISO 14001:2014 (7.2)?

Организация должна:

a) определять необходимую компетентность лица (лиц), выполняющего под своим контролем работу, которая влияет на его показатели экологической деятельности и его способность выполнять обязательные требования;

b) гарантировать, что эти лица компетентны в силу соответствующего образования, подготовки или опыта;

c) определять потребности в обучении, связанные с ее экологическими аспектами и ее системой экологического менеджмента;

d) там, где это возможно, предпринимать меры для обеспечения необходимой компетентности и оценивать результативность предпринятых мер;

Требования практически одинаковы. ISO 14001:2015 включает в требования экологические аспекты , но они недостаточно конкретно изложены. Приложение A.7.2. является достаточно полезным, но его использование, однако, следует рассматривать как только информативное.

Сведения из приложения ISO 14001:2015

Требования к компетентности настоящего Международного Стандарта применяются к лицам, работающим под управлением организации, которые влияют на ее показатели экологической деятельности, включая тех:

a) чья работа может вызывать существенное экологическое воздействие;

b) кому назначена ответственность в рамках системы экологического менеджмента, включая тех, кто

1) определяет и оценивает экологические воздействия или обязательные требования;

2) вносит вклад в достижение экологических целей;

3) отвечает за чрезвычайные ситуации;

4) осуществляет внутренние аудиты;

5) проводит оценку соблюдения

На основе этого можно определить те виды деятельности организации, которые влияют на показатели качества.

Пошаговое применение требований  

Могут быть применены следующие подходы:

1.    Определение деятельности (результатом может быть, например, список деятельности)  

2.    Определение запланированных результатов

3.    Определение необходимых знаний (см. также связь со знаниями организации)

4.    Определение специальных навыков (взаимосвязь с деятельностью)

5.    Определение необходимой компетентности, принимая во внимание образование, обучение и опыт. При необходимости, определение мер по «Планированию компетентности» для обретения необходимой компетентности и оценки эффективности этих мер.

Результаты и выводы

  • Из-за используемых терминов, таких как компетентность, знания, навыки, обучение, образование, опыт, часто возникает путаница
  • Важно найти общее понимание (для избегания путаницы)
  • Данная тема не может быть решена только используя рабочие, функциональные и должностные инструкции. В этих документах часто описаны требования к определению компетентности. Описанные выше шаги таким образом не прослеживаются. (определение деятельности, определение желаемых результатов, определение необходимых знаний и т.д.)  

Определение компетентности также необходимо для того персонала, который работает от имени организации (должностные инструкции в этом случае неприменимы, широко применяются, однако, функциональные инструкции – например, для персонала, на который возложена ответственность за систему экологического менеджмента).


Ко всем публикациям