ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ISO 9001:2015

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ISO 9001:2015

А. Кубек – вице-президент по инновациям и развитию Quality Austria (Практический опыт использования ISO 9001:2015)

Прошло достаточно времени со дня выпуска стандарта ISO 9001:2015, и суматоха по этому поводу немного спала. Quality Austria провела исследование среди 200 клиентов с целью собрать информацию об опыте использования нового стандарта.

Всем известно, что количество публикаций, касающихся нового стандарта, уменьшилось. Тем не менее, мы все еще находимся в начале процесса внедрения. К середине мая 2016 года, т.е. через 8 месяцев после публикации стандарта, немногим меньше, чем два процента клиентов qualityaustria перешли на новую версию и являются счастливыми обладателями сертификатов соответствия новой версии ISO 9001:2015. Эти восемь месяцев составляют пятую часть трехлетнего переходного периода. Однако,  около 40% клиентов планируют произвести переход в 2016 году (см. рис.1).

Никто не собирается отказываться от сертификата по причине пересмотра ISO 9001. Первичная неопределенность из-за того, что требования могли быть слишком высоки, в практике была снижена. Аудиты на соответствие ISO 9001:2015, проводимые Quality Austria, также подтвердили, что компании готовы к изменениям и что требования стандарта отражают развитие в практике.

Рисунок 1: Опрос: Планируете ли Вы аудит по новой версии стандарта? (или Вы уже произвели переход?)

Трудности при внедрении нового стандарта

Новый стандарт имеет новую структуру и содержит семь пунктов. В нашем исследовании мы опросили компании,  насколько сложно было внедрять новые требования стандарта. Полученные результаты представлены на графике, содержащем две кривые, отображающие следующие критерии: «необходимости производить изменения нет» и «достаточно трудозатратно»

Рисунок 2: Насколько трудно было внедрение определенных пунктов стандарта.

Ответы отражают содержание нового ISO 9001.

Пункт стандарта «Планирование» содержит ключевые требования, относящиеся к мышлению на основе рисков. Это тема создает большую ценность для организаций, но также означает внедрение нового подхода для многих организаций. Соответственно, этот вопрос является сложным. Конкретные трудности, обозначенные компаниями, звучат так: «Как мышление на основе рисков может быть внедрено на всех уровнях организации?» или «Насколько глубоко мы должны проводить оценку рисков?».

Эти трудности не включают в себя выбор метода, а напротив, содержат установление постоянной, правильно направленной процедуры, которая будет помогать в определении и оценке рисков и в принятии мер без лишней бюрократии и и откладывания решений. Из этого следует, что задача состоит в систематическом и постоянном действии.

Также были расширены требования к высшему руководству. В этом отношении многие видят возможные трудности при внедрении в «убеждение высшего руководства» или в «преуспевание во вовлечении лидеров и менеджеров».

В некоторых организациях до сих пор система менеджмента контролируется и управляется высшим руководством. В других организациях высшее руководство считает, что сертифицированные системы менеджмента ведут к увеличению количества документации и бюрократии. Такие представления, основанные на неверных выводах, сделанных в прошлом, предостерегают компании от полной утилизации ценностей, которые могли быть созданы их системами.

Сложные моменты также видны в пункте 7 стандарта, Поддержка. В первую очереди они сфокусированы на темах знания и компетентность. Требования, относящиеся к теме «знания организации», новы. Требования к компетентности тесно связаны с ними и выглядят немного более развитыми при сравнении с предыдущей версией стандарта. Сложности, обозначенные организациями, включают в себя «необходимость управлять требуемыми знаниями организации и компетентностью» или «внедрение эффективного менеджмента знаний на всех уровнях организации». Организации не стремятся создать быстрые и легкие решения, а, наоборот, стремятся добиться постоянства и результативности в отношении создания ценности.

Предложения из практики для практического применения

В конце мы опросили организации, какие советы и предложения могли бы они дать при внедрении стандарта. Выдвинутые предложения относились не только к проектированию и содержанию, но и к процессу перехода. Примеры: «не придумывайте ничего нового, многое уже существует». Советы относятся к тому, что не стоит сразу же начинать изобретать новые метода, а, в первую очередь, стоит проверить какие подходы, применимые к новому стандарту, уже существуют. «Хорошо налаженная документация, простая структура, никаких «докторских работ» - вот к чему направлена ценность, созданная деятельностью организации для оптимизации путем сокращения требований и документации до необходимого уровня. Два предложения «вовремя начать» и «вовлечение сотрудников» направлены напрямую на то, что правильные решения принимаются и развиваются, в большинстве случаев, при вовлечении персонала, участвующего в процессах и имеющих возможность посмотреть как они влияют на взаимодействующие процессы. Для достижения этого, необходимо вовремя начать процесс перехода. Не нужно ждать последнего момента, так как это может повлечь за собой, в долгой перспективе, затраты и время, необходимое на переход.


Ко всем публикациям